
Линия защиты дольщиков укрепляется
Финансовую устойчивость предприятий-застройщиков будет проверять орган строительного надзора.
Приобретение квартиры на стадии строительства дома позволяет сэкономить деньги, и люди часто идут на риск ради экономии. Снизить степень риска для граждан, покупающих жилье, призван закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Он действует уже два года и, по идее, должен защищать граждан, вкладывающих свои средства в долевое строительство, от возможных злоупотреблений и обманов со стороны недобросовестных застройщиков. Но и сегодня отнюдь не все сделки по приобретению квартир в строящихся домах проводятся в соответствии с этим законом. Отношение участников строительного рынка к нему неоднозначное – от почти полного неприятия до прохладного отношения. По мнению некоторых специалистов, он устраивает только крупные компании в строительном бизнесе, но не учитывает интересы малых и средних предприятий. На страже соблюдения требований закона 214-ФЗ стоит инспекция Государственного строительного надзора Пермского края. Правда, официально эту функцию ей вменили совсем недавно – постановлением правительства края № 143-п от 20 июля 2007 года. Редакция газеты «ДП» одной из первых решила поинтересоваться у начальника инспекции Ольги Антиповой о том, что теперь входит в круг дополнительных обязанностей надзорного органа.
ДЕ-ЮРЕ НЕ ИМЕЛИ ПОЛНОМОЧИЙ
– В большинстве субъектов Федерации эта функция возложена на органы архитектуры и градостроительства, – рассказывает Ольга Анатольевна. – У нас решено возложить ее на инспекцию строительного надзора. Нам увеличат штатную численность (создается специальный отдел) и обеспечат всем необходимым, в первую очередь помещениями. В какой-то мере мы уже занимались этой работой: правительством края было поручено рассматривать жалобы и претензии от дольщиков и других категорий лиц, вкладывающих свои деньги в строительство или приобретение жилья.
Писем от граждан, которые считают, что их интересы в чем-то ущемлены, поступает много, и не только от дольщиков. К примеру, недавно мы рассматривали жалобу от членов товарищества собственников жилья, которое еще не построено. Площадка под застройку на улице Давыдова вся заросла бурьяном…
Но уточняю: мы не выполняли функции в том объеме, который предусмотрен 214-м законом, а просто отвечали на жалобы. Для работы с обманутыми дольщиками в краевой администрации была создана комиссия, которая активно сотрудничала с ассоциацией «Пермские строители». Да и администрация Перми работала в этом направлении. Проводилось даже совещание, специально посвященное тому, как Пермпромжилстрой будет выполнять свои обязанности перед дольщиками. Но повторюсь: мы в этом процессе участвовали де-факто, а де-юре не имели ни полномочий, ни ресурсов для такой работы.
ДЕЙСТВОВАЛИ ПО СОВЕСТИ
– Приходилось ли сталкиваться со сложными ситуациями, когда ущемлялись интересы десятков людей?
– Ответы мы писали обычно в форме юридических рекомендаций или разъяснений. В сложных ситуациях приходилось реагировать иначе. Так, заявление от жителей города Чайковского стало поводом для написания нами письма в краевую прокуратуру, оно было подписано заместителем председателя краевого правительства Алексеем Санниковым. По нашему мнению, действия застройщика в Чайковском можно смело квалифицировать как злоупотребление доверием дольщиков. Для строительства жилого дома на ул. Мира, 171/1 ООО «Компания ЛВТ», выступающая в качестве застройщика и подрядчика, привлекла средства граждан, заключив с ними договора долевого участия. Строили несколько лет, но так и не смогли закончить. В 2006 году объект был передан для завершения строительства ТСЖ «Прикамье». С дольщиков потребовали дополнительные средства и пригрозили, что в случае отказа они не войдут в товарищество. Как выяснилось, руководитель компании и председатель правления товарищества – одно и то же лицо, некий Рыбалов Г. Н. В его действиях усматривались признаки преступления, предусмотренного тремя статьями УК РФ. Впрочем, точку в этой истории, по всей видимости, поставит суд.
Формально у инспекции были все основания не заниматься заявлением жителей города Чайковского вследствие того, что разрешение на строительство дома было выдано еще в 2002 году, до вступления в силу 214-го закона. На подобные объекты контроль инспекции не распространяется. Но главное, как я уже сказала, у нас еще не было официальных полномочий. Мы действовали, что называется, по совести. Такие вот нюансы.
ГЛАВНОЕ – ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
– А в чем конкретно заключаются сейчас ваши полномочия? И кто этой проблемой занимался раньше?
– Застройщики, которые привлекают средства граждан и юридических лиц на основе договоров долевого участия, теперь должны будут ежеквартально направлять нам финансовые отчеты. Нашей обязанностью является проверка финансовой устойчивости предприятия. Есть специальная методика проверки, утвержденная постановлением правительства РФ.
До 2007 года эти обязанности были возложены на службу по финансовым рынкам, которая находилась в Казани. Все отчеты шли в Татарию. Но Казань далеко, отчеты шли вяло, волокиты было много, и мер никаких не принималось. За непредставление документов никого не наказывали. Теперь мы вынуждены будем это делать. Закон обязывает застройщиков, привлекающих средства дольщиков, представлять отчеты. Государство с некоторых пор активно проводит политику по защите интересов участников долевого строительства, поскольку это связано с его репутацией.
«ДОЛЕВКА» ВОЗВРАЩАЕТСЯ
– Но ведь существуют разные финансовые схемы, которые не вполне соответствуют закону 214-ФЗ…
– Да, есть потребительские кооперативы, товарищества, иногда просто заключаются договора инвестирования. Наконец, существует вексельная схема, которая, кстати, не дает человеку никаких гарантий приобретения квартиры. Тем не менее, по моим наблюдениям, «долевка» постепенно возвращается на рынок. Некоторые строительные организации начали печатать проектные декларации – это самый верный признак работы по договорам долевого участия. Стимулом к тому послужили изменения, внесенные в закон с нового года, которые сняли часть груза ответственности с застройщика.
ПО ПУСТЯКАМ НЕ БЕСПОКОИТЬ
– Достаточно ли вы информированы о том, что делается на строительном рынке? Ведь для того чтобы контролировать, надо знать, кого.
– Всей полнотой информации мы пока, безусловно, не обладаем. Полагаю, как только люди узнают о нашей деятельности, поток жалоб может возрасти. Если честно, то я немного опасаюсь шквала писем, особенно по пустякам. Ведь мы все-таки не центр оказания юридических услуг. Что касается проблемных объектов, то они так или иначе дадут о себе знать.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что основной нашей функцией остается надзор в технической сфере, а контроль в сфере долевого строительства – всего лишь дополнительная обязанность.